Делаем доминанту из растений в офисе
Создание визуальной доминанты является одним из важных принципов оформления интерьера. Среди прочих дизайнерских технологий озеленение предлагает свои возможности по разработке оригинальных и эффектных композиций, притягивающих взгляд.
Собственно, притянуть на себя первый взгляд входящего в помещение это одна из основных задач доминанты. Этим самым весь остальной интерьер связывается в единое целое с взаимодействующими пропорциями, акцентами, фонами и дополнительными элементами.
Кроме того, внеся во внутреннее пространство доминирующий элемент, часто удаётся решить некоторые вспомогательные задачи. А именно:
- поднять статус всего помещения
- создать требуемое настроение
- отвлечь внимание присутствующих от нежелательных недостатков помещения
За счёт каких эффектов можно сформировать такой визуальный элемент? За счёт цвета, масштаба или эмоционального восприятия. Озеленение интерьеров может использовать все перечисленные факторы. Давайте их рассмотрим.
Зелёный цвет растений на фоне серой офисной мебели будет выглядеть очень выигрышно. Масштаб растительной композиции также может произвести впечатление, особенно если использовать в качестве доминирующей композиции фито-стену из лесного мха.
Наконец, именно растения, чаще всего композиции из красивых живых растения, могут произвести на человека неизгладимое эмоциональное впечатление.
СПОСОБЫ ФИТО-ДИЗАЙНА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДОМИНИРУЮЩИХ КОМПОЗИЦИЙ
К таким способам относятся основные приёмы, используемые специалистами по озеленению помещений:
- крупномерные живые растения
- крупномерные стабилизированные растения
- вертикальные конструкции из живых растений
- фито-стены из стабилизированного мха
Какой из описанных приёмов рекомендуется использовать в каждом конкретном офисном помещении зависит от местных условий и творческих возможностей фитодизайнера. Естественная освещённость, влажность воздуха, характер перемещения сотрудников по офису накладывают некоторые ограничения.
Также немаловажным фактором для принятия решения остаётся цена на те или иные композиции. Живые растения стоят дороже и, также, они требуют более сложного последующего ухода.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДИЗАЙНА ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ КОМПОЗИЦИИ ВНУТРИ ПОМЕЩЕНИЯ
Фито-дизайн, также, как и дизайн в целом, использует принципы визуальной гармонии и золотого сечения. Такой подход основан на использовании ряда чисел Фибоначчи при расчёте размеров и пропорций сторон и составных частей композиции.
Подробнее об этом законе восприятия можно узнать в специализированной литературе. Для простоты описания можно сформулировать правило при котором взаимодействующие размеры должны подчиняться друг другу в соотношении 62% и 38%. Если требуется более мелкое членение размеров, то 38% также делятся в этой же пропорции и три части одного объекта можно представить в пропорции 62%, 24% и 14%. Часто для удобства решения задачи эти цифры округляют до показателей 60%, 30% и 10%.
В любом случае, если при расчётах при наличии определённого размера, например, одной из сторон фито-стены, требуется найти размер другой стороны, наиболее оптимальный с точки зрения «золотого сечения», следует умножить исходный размер на 1,62, чтобы получить размер большей стороны, или поделить на 1,62, чтобы получить размер меньшей стороны.
ГДЕ РАЗМЕСТИТЬ ДОМИНИРУЮЩУЮ КОМПОЗИЦИЮ
Часто исходной точкой для всех расчётов выбирают вход в помещение. Это логично, так как именно входя в помещение человек должен оценить обстановку, и доминанта первое на что должен упасть взгляд.
Одной из сложившихся рекомендаций считается что главная композиция должна оказаться на расстоянии, превышающем размер наибольшей стороны композиции в два-два с половиной раза.
Это правило следует использовать достаточно условно и учитывать, что доминанта не обязательно должна располагаться в центре помещения. Достаточно часто ей находят место у одной из ярко освещённых стен или вокруг одной из колонн в помещении.
ПРАВИЛА РАСЧЁТА СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ КОМПОЗИЦИИ
Очевидно, что композиция из растений может иметь наибольший размер как по вертикали в случае использования крупноразмерных растений, так и по горизонтали, например, если планируется вертикальная конструкция в виде фито-стены из живых или стабилизированных растений.
В любом случае можно воспользоваться правилом числовых рядов Фибоначчи, используя число 1,62 при умножении или делении исходного размера.
Вариант фито-стены из растений
Рассмотрим наиболее простой вариант, где в роли главенствующего элемента формируется фито-стена. Высоту такой конструкции часто имеет смысл определять, отталкиваясь от высоты потолка. Если буквально следовать правилу, то высота композиции должна быть 62% от высоты стены от пола до потолка. Учитывайте, что в виде потолка следует рассматривать подвесной потолок или иногда нижний край светильников.
Отталкиваясь от размера высоты можно легко найти ширину композиции, неважно будет она большой или меньшей стороной фито-стены. Для этого надо будет исходный размер либо поделить, либо умножить на 1,62.
Предусмотрим более сложный вариант, при котором вертикальная конструкция может быть выполнена как из одного вида растений, так и из нескольких. В этом случае фито-дизайнеру предстоит рассчитать размеры площадей, занимаемых каждым из видов.
Чаще всего в одном ряду конструкции размещаются растения одного вида. Таким образом, за каждым из видов следует зарезервировать определённое количество рядов. При планировании пропорций, занимаемых каждым из видов, можно использовать такие же как ранее доли: 62%, 24% и 14% (или 60%, 30% и 10% для более простых расчётов). При этом 60% площади растительного покрова заполняется растениями доминирующего цвета, 30% под растения сопровождающего цвета и 10% растений формируют цветовой акцент.
Главный и сопровождающий оттенки должны быть довольно контрастны по отношению друг к другу, иначе человеческий глаз не будет улавливать разницу и эффект цветового сочетания не удастся достичь.
Вариант композиции из крупномерных растений
Использование таких видов растений является более трудной задачей, чтобы рассчитать оптимальную форму и размер кроны, и также вызовет более трудоёмкие операции по уходу и подрезке кроны. Более того. Заставить растения таких размеров придерживаться строгих геометрических форм практически невозможно. Однако попробовать стоит, имея целью спроектировать озеленения офиса в согласии с общепринятыми правилами дизайна.
Спроектировать высоту растительной композиции достаточно легко, также, как и в предыдущем варианте, отталкиваясь от высоты потолка, поделив его на 1,62. Следующим шагом будет определиться с размерами шапки кроны, которую сформируют растения в ходе роста. Для этого можно воспользоваться правилом расчёта «золотого треугольника», взяв его основание за крону композиции, а острие мысленно поместив в основание кашпо.
В таком случае угол треугольника, выходящего из кашпо должен равняться 36°, а размер основания по отношению к высоте треугольника будет определяться формулой S=Hx0,67. Так как высота треугольника совпадает с высотой всей композиции, рассчитать горизонтальный размер шапки композиции не составляет труда.
Осталось определить размер шапки по вертикали, исходя из уже приводимых выше закономерностей числового ряда Фибоначчи (d=S/1,62, где S – это горизонтальный размер шапки).
Подводя итог перечисленным вычислениям, надо упомянуть о необходимости подбора кашпо, наибольшим образом подходящего под размер получаемой композиции. Лучше всего руководствоваться давно применяемым правилом согласно которому вертикальный размер кашпо должен быть не меньше трети высоты растения.
ДОМИНАНТА И ДРУГИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОЗЕЛЕНЕНИЯ ОФИСА
Не будем забывать, что такое растение является главным, но далеко не единственным атрибутом при проектировании офисного озеленения. Вторую по важности роль в интерьере играют вертикальные перегородки, выполняющие важную функцию зонирования пространства.
Определение высоты перегородок и расстояний до них
Конструктивно перегородки из растений могут быть выполнены по разному. Некоторые из интересных и хорошо показавших себя на практике решений можно посмотреть здесь. В любом случае высота этих конструкций должна быть подчинена высоте основной доминанте в той же самой пропорции одного шага числового ряда Фибоначчи. Таким образом, определить её можно уменьшив величину основной доминанты в 1,62 раза (d=H/1,62, где H – высота основной доминанты).
Расстояние, на котором следует разместить перегородку из растений от доминантной композиции, определяется той же пропорцией, только не в меньшую, а в большую сторону. Высоту доминанты надо не поделить, а умножить на 1,62 (S=Hx1,62).
Следующая перегородка может быть такой же высоты, но она должна находиться от первой на меньшем расстоянии. Его также следует определить, уменьшив расстояние от доминанты до первой перегородки на 1,62 (L=S/1,62, где S – расстояние от доминантной композиции до первой перегородки).
Если есть необходимость второй ряд перегородок сделать по высоте меньше первого, то уменьшать высоту надо также в 1,62 раза (m=d/1,62, где d – высота первой перегородки). На такой же высоте могут быть расположены настольные кашпо с живыми растениями.
Таким образом, удалось определить три пропорциональных высоты посадок из живых растений. Этих размеров желательно придерживаться, ухаживая за растениями в ходе их роста и периодически обрезая их крону.
Как видно из схемы, на близком расстоянии друг от друга могут быть помещены растительные композиции высота которых отличается не на один, а на два шага числового ряда. Чтобы определить это расстояние надо вертикальный размер наибольшей композиции поделить на 1,62 (r=H/1,62).
Какие перегородки можно применять
Конструктивные решения вертикальных композиций могут быть совершенно разные. Чаще всего используются:
- двусторонние конструкции с расположением в несколько ярусов модулей с живыми растениями
- многоярусные конструкции со сквозными ячейками для кашпо с растениями
- кашпо с решеткой-опорой для вьющихся растений
- кашпо различного размера, либо установленные на полу, либо на офисной мебели с живыми растениями достаточной высоты
Подробнее о различных перегородках можно посмотреть в статье Зонирование интерьера и фито-дизайн. В каждом офисном помещении существуют свои местные условия. Климатические факторы, такие как влажность и температура воздуха, первое на что следует обратить внимание.
Освещённость участков помещения где планируется поставить перегородки – это второе важное обстоятельство. Если естественного света недостаточно, то потребуется спроектировать и установить дополнительные источники света необходимой мощности. Это необходимо предусмотреть как для перегородок, так и для главной композиции из растений.
Характер передвижения сотрудников по офису также необходимо учитывать. Растения не должны мешать передвижению людей и даже лишний раз не отвлекать их внимание. Прежде всего по важности работа, а не особенности красивого мира природы. Так же, не должен возникать риск повреждения зелёных посадок при неосторожном движении людей.
ИЗ КАКИХ РАСТЕНИЙ ДЕЛАТЬ ДОМИНАНТУ
Есть несколько принципиально различающихся подходов к выбору и использованию растений для такой важной задачи. Стоит обговорить преимущества и недостатка каждого из них.
Стабилизированные растения
Творческие усилия фито-дизайнеров могут предлагать смелые решения, но многие рекомендуют не рисковать и остановиться на использовании стабилизированных растений, например, крупномерных. Их преимущество в том, что они не нуждаются в уходе и самое главное не предъявляют требований по тщательному контролю формы и размеров кроны в ходе своего роста. Цена на их приобретение может быть достаточно большой, но можно сэкономить на последующем уходе.
Фито-стена из стабилизированного мха, также может быть удачным выбором. Более того, именно такие конструкции дают возможность размещения на своей поверхности логотипов компании или лозунгов, повышающих моральных дух в коллективе и напоминающих о принципах, установленных в организации. Подробнее об этой технологии можно узнать на странице Озеленение мхом
Крупномерные живые растения
Есть целый список видов и разновидностей, наиболее подходящих для формирования эффектной композиции в интерьере. Они также удобны в виду своего быстрого роста, неприхотливости и лёгкости ухода. Пальмы и фикусы - это одни из типичных примеров, но не только. Выбор более широк.
Пальмы:
- Хамедорея (Chamaedorea)
- Хризалидокарпус (Chrysalidocarpus)
- Кокосовая (Cocos nucifera)
- Феникс (Phoenix)
- Ховея (Howea)
- Монстера (Monstera)
- Брахея (Brahea)
Фикусы:
- Бенджамина (Benjamina)
- Фатсия Японская (Fatsia Japonica)
- Абутифолия или Абутилонолистный (Ficus abutilifolia, Ficus abutifolia)
- Эластика (Elastica)
- Старлайт (Starlight)
- Лирата (Lyrata)
- Реджинальд (Reginald)
- Драцена (Dracaena)
- Сансевиерия (Sansevieria)
- Филодендрон двоякоперистый (Philodendron bipinnatifidum)
- Шеффлера (Schéfflera)
- Гибискус (Hibiscus)
- Абутилон (Abutilon pictum)
Как видно, создать интерьерную доминанту есть из чего. Тем более, привлечь внимание можно не только значительными размерами растения, но и его фактурой, листьями необычной формы или красивыми цветками, которые у некоторых видов периодически могут появляться.
Очевидно, если само растение не достигает достаточной высоты, оно может быть размещено на некотором подиуме. Кашпо, в котором посажено растение, может как быть в одном стиле с офисной мебелью, так и контрастировать своим цветом и фактурой с мебелью. В этом случае в качестве доминанты будет выступать не только растение, но и само декоративное кашпо.
Вертикальные конструкции из живых растений
В практике интерьерных озеленителей применяется несколько способов размещения растений в вертикальной плоскости. Наиболее часто можно встретить:
- модульные конструкции из пластиковых контейнеров, закрепляемых на стене в несколько ярусов
- ковровые покрытия из войлока с ячейками для размещения растений
- фито-панно в виде каркаса с сеткой, удерживающей грунт в вертикальном положении
Каждое из перечисленных решений будет больше подходить для одних видов и плохо подходить для других. Какое применить зависит от особенностей помещения, предпочтений заказчика и взглядов фито-дизайнера.
Необходимо учитывать, что растения должны быть совместимы друг с другом, желательно, чтобы у них были схожие темпы роста кроны, требования к освещённости и количеству воды при поливе. Чаще всего специалисты останавливают свой выбор на следующих видах:
- Сциндапсус
- Филодендрон
- Монстера
- Плющ
- Спатифиллум
- Драцена
- Аглаонема
- Аспарагус
- Папоротник
- Маранта
- Калатея
- Строманта
По этой причине не стоит использовать такие растения как представители семейства Бромеливые. Они внешне очень красивы, из них можно создать эффектные композиции, но они нуждаются в профессиональном уходе подготовленными специалистами. Также им потребуется полив не только почвы, но и самих соцветий, что трудно автоматизировать.
В некоторых случаях можно использовать растения семейства Суккуленты, но на практике их причудливый внешний вид больше подходит для фито-панно меньшего размера, чем требуется для доминанты в просторном помещении.
Так или иначе, но именно специалист с большим опытом проектирования и реализации растительных композиций должен выбрать краски для своего "полотна" и предложить оригинальное решение для притягивающей взгляд доминанты.
ПРИМЕРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ДОМИНИРУЮЩИХ РАСТЕНИЙ В ОФИСНЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ
Пример 1. Доминанта не имеет требуемой высоты и формы
В данном случае просматривается попытка сформировать основную композицию вокруг колонны в помещении. Очевидно задача полностью не решена. Доминанте явно не хватает достаточной высоты и цельности формы. Возможно растение тянулось в сторону окна к источнику естественного освещения. Растения на подоконнике в дальнем углу соперничают с доминантой по высоте и пытаются перетянуть внимание на себя.
Ситуацию можно исправить если закрепить побеги растения вокруг колонны и заставить их расти вверх. Также рекомендуется компенсировать недостаток зелени в правой части помещения, например, разместив кашпо на правой оконечности стола или в углу справа от двери.
Поверхность стены слева от двери пустует. Несколько небольших фито-картин напрашиваются быть на ней размещёнными.
Пример 2. Отличная доминанта, участвующая в зонировании интерьера
Если подобная инсталяция самая высокая в данном помещении, то она вполне может играть роль доминирующей композиции. При этом она одновременно является перегородкой между разными зонами и следовательно активно участвет в разделении территории офиса на функциональные зоны.
Учитывая толщину конструкции, можно предположить, что для конструкции были использованы стабилизированные или искусственные растения
Для полноценного озеленения помещения следует добавить несколько растений в кашпо, подходящих по дизайну к существующей офисной мебели. Они могут быть различной высоты и их можно разместить как на полу на требуемом расстоянии от основной доминанты, так и на мебели, формируя при этом дополнительные вертикальные перегородки.
Пример 3. Хороший пример вертикальной композиции из живых растений
Слева на заднем плане фото явно размещён доминирующий элемент из растений. Он притягивает взгляд у находящихся в любом месте помещения. Такой эффект создан за счёт размеров композиции и удачно подобранных живых растений с колоритной внешностью.
Инсталяция на переднем плане, по-видимому, является перегородкой участвующей в зонировании помещения. Она явно ниже по высоте, но в ней использованы такие же растения, что позволяет обоим элементам удачно формировать единую композицию.
Для полноценного озеленения пространства интерьера рекомендуется добавить несколько растений в кашпо на офисной мебели и в дальнем правом углу офиса. Следует руководствоваться правилами золотого сечения для определения оптимального расстояния до растений и их высоты.
Пример 4. Удачное решение в сложном помещении
На фото приведён удачный случай формирования главной композиции из растений в помещении вытянутой формы. Массивная конструкция из живой зелени смонтирована на поперечной стене в глубине пространства. Дополнительный эффект, притягивающий взгляд, вызван размещённым сверху дополнительным освещением.
Другие элементы озеленения в виде растений в кашпо, размещённые за остеклением боковых отсеков, удачно дополняют основную инсталяцию и помогают зонировать помещение.
Растения в кашпо на правой стороне фото, видимо прикрывают пустующие пространства стены. Дополнительных рекомендаций по исправлению озеленения не требуется. Однако надо учитывать, что основная вертикальная фито-композиция нуждается в периодическом уходе для поддержания кроны растений в аккуратном виде.
Пример 5. Доминирующего растения нет
На представленном фото, где запечетлён один из офисов, можно увидеть много живых растений размещённых в кашпо разного размера как на мебели, так и на полу, и на перегородке в несколько ярусов со сквозными ячейками. Была проведена большая работа. Можно сказать в помещении даже создано подобие уютной домашней атмосферы. Однако легко заметить, что все элементы озеленения не связаны в единый ансамбль. Им явно не хватает одного главного растения, которое могло бы спасти ситуацию.
Вариантов которые можно предложить несколько, но остановиться лучше на двух, в зависимости от того где расположен вход в офис. Если данное фото сделано со стороны входа, то наиболее правильным решением было бы разместить более высокую и с более пышной кроной композицию из нескольких растений, вместо одинокого растения, стоящего у стены за коробками и белой тумбой с ячейками. Для этого либо растения должны быть более взрослые, размещённые в нескольких кашпо, либо кашпо могут быть установлены на подиуме, так чтобы верхняя кромка листвы была примерно на метр выше.
Второй вариант решения подразумевает, что вход в помещение находится через дверь в показанной стене. Тогда главенствующую композицию лучше сформировать вокруг колонны, которую видно на левой стороне фото. Для подобной композиции можно использовать как крупномерные растения, так и вертикальные конструкции с опорами для вьющихся растений или сформировать фито-колонну из стабилизированного мха.
Пример 6. Красивая композиция, но проект остался незавершённым
Создатели такой композиции из живых растений, сформированной в виде колонны, заслуживают восторженных отзывов. В неё было вложено много труда и любви к своей профессии. Однако, на фоне этой колонны другие растения смотрятся жалкими и неуместными. Это типичный пример несоблюдения размеров и пропорций, рекомендуемых законами "золотого сечения".
Возникает впечатление, что центральная композиция была заказана у профессионалов, а остальные растения были куплены заказчиком самостоятельно и расставлены где попало.
Если проявить немного настойчивости эту проблему можно решить. Для размещения растений вполне хватит места и на полу, и на офисной мебели. Например, можно использовать комод с левой стороны. Только следует разместить на нём не два миниатюрных растения, а более массивное кашпо вытянутой по горизонтали формы в котором посадить растения достигающие требуемой высоты. Размер кашпо и требуемый объём зелени определить нетрудно если использовать описанные выше правила.
Также, гораздо выше и крупнее должно быть растение расположенное в правом дальнем углу. Столы сотрудников тоже могут быть использованы для наполнения интерьера зеленью. Пустующая белизна стен ждёт небольшие фито-панно из мха. Заказчику следует доплатить фито-дизайнерам, чтобы они могли закончить свою работу полностью.