Бросающийся в глаза предмет интерьера часто используется дизайнером как один из принципов формирования связанной композиции.
Завладевающая всем вниманием входящего в помещение человека доминанта может быть предметом мебели, крупным атрибутом изобразительного искусства или, как в нашем случае, фито-композицией из стабилизированного мха.
Доминанта в интерьере
Как известно эффект визуального доминирования может быть создан с помощью крупного размера, контраста цвета или фактуры, или за счёт всех перечисленных приёмов одновременно. С этой точки зрения фито-панно с размещённым на нём мхом различной расцветки и формы является отличным инструментом в руках профессионала.
Чаще всего такие конструкции незамысловаты по исполнению. Простые прямоугольные формы, крупный размер и эффектная подсветка светильниками – вот элементарные принципы, безошибочно ведущие к реализации замысла. Используя такой привлекательный на вид и на ощупь материал как мох, добиться негативного результата очень трудно. Но чтобы создать идеальную композицию дизайнеру всё-таки придётся потрудиться с определением размеров, пропорций и взаимного размещения доминанты и вспомогательных фито-элементов.
В качестве вспомогательных атрибутов фитодизайнеры традиционно выбирают живые растения, размещаемые в кашпо как на полу, так и на разных уровнях на мебели. Приём более чем удобный, позволяющий сколь угодно долго перемещать горшок с декоративным растением по комнате в поисках наилучшего результата.
Однако как ни странно таким привычным и доступным элементам не всегда уделяется достаточно внимания. Может создаться впечатление, что, вложившись всей душой в формирование фитокартины или вертикальной инстоляции из мха, дизайнер уже не в силах сосредоточиться на расстановке растений. Рассмотрим эти предположения на конкретных примерах.
Пример 1 показывает просторное офисное помещение со светлыми стенами и такой же светлой мебелью привычных серых оттенков. Вытянутая поперёк помещения фито-стена, покрытая мхом, благодаря своему размеру безусловно доминирует на окружающими предметами. Ни мозаичный пол, ни довольно крупные абажуры под потолком, ни массивные колонны не могут поспорить с ней и не перетягивают на себя ни малейшей доли внимания наблюдателя.
Единственным конкурирующим элементом хоть как-то способным украсть взгляд может быть тёмная дверь, ведущая в помещение за стеклянной перегородкой. Казалось бы, задача выполнена – доминанта создана. Но она смотрится одиноко в этом сером помещении. Как будто безликий противник собирается вокруг неё с целью внезапно напасть и повалить её на пол.
Где остальная зелень? Куда вы вынесли цветы и растения в горшках и кадках? Хочется спросить у сотрудников этого офиса. Только в глубине помещения на заднем плане присутствует как будто забытое отдельное крупномерное растение.
Их должно быть хотя бы несколько. Они явно напрашиваются быть поставленными на торцах рядов столов и перегородки с книгами. Сама перегородка с объёмными ячейками будто создана для размещения в ней растений с крупными листьями в красивых дизайнерских кашпо. Но ничего подобного нет. Работа никак не заслуживает положительной оценки.
Пример 2 не является выдающимся решением в попытке сформировать композицию из фито-панно и растений, но может быть неплохим вариантом визуального объединения двух-ярусного помещения в единое целое.
Состоящее из двух частей панно из стабилизированного мха удачно подсвечено светильниками и является самым привлекательным цветном пятном в довольно сером интерьере. Нескольких размещенных на мебели растений в кашпо не достаточны для достижения в помещении уютной атмосферы, но возможно такая задача перед дизайнером и не ставилась.
Пример 3 – это ещё один случай, когда фито-панно из мха не просто играет роль доминирующего элемента, но и выполняет важную функциональную роль. На ней размещены указатели, помогающие сориентироваться впервые вошедшим в это офисное помещение.
Электрическая подсветка пришлась как никогда к месту. На фото не видно других элементов озеленения в виде каких-либо растений, но возможно они просто не попали в кадр.
Пример 4 можно назвать «крепким середнячком». Это удачный вариант малобюджетного озеленения офисного пространства. Размеры фитопанно из мха не очень большие, но удачная подсветка заставляет обращать на него внимание. Делает ли этот приём его доминантой? Пожалуй, да. В небольшом помещении с низким потолком именно этим путём и следует идти.
Растения в горшках, расставленные в укромных местах среди мебели, дополняют незатейливую композицию. Таким образом, набор простых, доступных и эффективных приёмов фитодизайна может полностью поменять атмосферу даже в таком стильном и мрачном интерьере.
Пример 5 – один самых удачных в этой выборке. Автор предпринял попытку сделать взаимную связь на подобии прямоугольных форм. Вертикальная панель, покрытая мхом, явно доминирует над всеми окружающими предметами в интерьере. При этом она тесно взаимодействует с чёрными прямоугольниками теле-экрана, окна камина в самой панели и журнальным столом.
Самое удивительное, что достаточно гармоничного сочетания удалось достичь без участия других растений в комнате. Их можно добавить, но они не являются обязательным атрибутом.
Пример 6 показывает, что фито-панно может удачно сочетаться не только с другими растениями и мебелью, но и с второстепенными предметами интерьера. В данном случае ко мху добавлены яркие цветы. Именно они и заставляют обратить внимание на себя внимание и таким образом небольшую фито-картину превратить в визуальную доминанту.
Окрас цветов находится во взаимодействии с обложками некоторых книг на полках стеллажей. Этим хитрым приёмом удаётся достичь композиционной целостности. Растения в кашпо дальних углах комнаты конечно могли быть хорошим дополнением.
Пример 7 приведён, чтобы показать, чего следует избегать. Фитопанно из мха по-видимому не плохо выполняет роль доминирующего элемента при условии, что на него падает достаточно света либо из окна, либо от светильника. Однако слишком близко поставленные крупные растения с красивыми листьями начинают «воровать» внимание.
Именно близость друг к другу картины и растений является ошибкой. Не соблюдены оптимальные расстояния и композиция не складывается в едином взаимодействии.
Исправить ситуацию довольно легко. Возможно требуется просто передвинуть кашпо с растениями в противоположные углы комнаты. Чтобы определить наилучшее расстояние до растений и их желательную высоту необходимо воспользоваться принципами рядов чисел Фибоначчи или пропорциями «золотого сечения». Подробнее об этом можно прочитать в
этой статье.
Пример 8 претендует на звание шедевра фито-дизайна. Решится на создание такой сложной высокохудожественной конструкции может только мастер с большим количеством регалий и выполненных успешных проектов. Является ли это творение успехом? Безусловно.
Монумент абсолютно доминирует в помещении являясь центром всей композиции. Эффективное освещение из потолочного плафона не позволяет думать как либо иначе.
Взаимодействует эта монструозная конструкция не с живыми растениями, которых просто нет в помещении. Прослеживается чёткая связь между структурой покрытия этого дерева из коры, мха, кривых корней и веток с одной стороны, и разводов бледного цвета на панелях из искусственного мрамора на стенах и мебели. Проект заслуживает наивысшей оценки.
Пример 9 можно позиционировать как спорное решение. С одной стороны, он выполнен по всем правилам формирования доминирующего элемента интерьера. Фито-панно из стабилизированного мха с нанесённой корпоративной символикой дополнительной подсветкой явно притягивает внимание. Оно может взаимодействовать с небольшими растениями в кашпо если расставить в помещении на оптимальном расстоянии.
С другой стороны, что-то мешает держать взгляд на этом предмете. Это трёхколёсный велосипед сочного оранжевого цвета также несущий корпоративную символику и также не случайно оказавшийся в помещении. Он явно выигрывает состязание во привлечении внимания.
Причём, оба эти элемента интерьерной композиции отлично взаимодействуют друг с другом. Но кто из них главный? Оранжевый цвет велосипеда явно побеждает. Фито-панель скорее играет роль вспомогательного элемента. По крайней мере пока велосипед стоит на таком близком расстоянии. Но если его отвезти к противоположной стене этого кажущегося просторным помещения всё может измениться.
Остаётся только гадать какую цель преследовал дизайнер.