Многие живые растения обладают выдающимися декоративными свойствами, что активно используется многими дизайнерами и простыми обывателями при обустройстве интерьера. Выбор подходящих видов и сортов огромен. Какие из растений использовать и как их размещать чтобы создать цельную и радующую взгляд композицию не всегда оказывается лёгкой задачей. Даже для опытных фито-дизайнеров это является одним из самых сложных и ответственных решений.

Есть ли какие-либо правила и дельные советы для решил не просто наполнить помещение живой зеленью, но хочет сделать это с максимальным эффектом. Попробуем разобраться.

Начнём с основных правил интерьерного дизайна, вернее с тех правил, которые подходят при выборе и комбинации растений.

Правила фито-дизайна

Выразительность

Красивая расцветкаСоздаваемая композиция должна притягивать взгляд, повышать настроение, поднимать статус помещения и, в идеальном случае, являться визуальной доминантой, задающей ритм всем остальным элементам озеленения в комнате.

Часто средством выразительности выступает яркая расцветка, вычурная форма или рисунок на листве.

Подробнее о значении и принципах формирования доминанты из растений в помещении можно узнать в статье Делаем доминанту из растений в офисе. Очевидно, что композиция должна быть самой большой по высоте и наиболее колоритной и привлекательной для всех входящих в помещение.

Нечётность

Согласно выявленным закономерностям взаимодействия человека с окружающим пространством, законченная, самодостаточная и потому приятная для взгляда композиция должна состоять из трёх, пяти, семи, девяти или любого нечётного количества элементов.

К растениям это также относится. Количество основных цветов растений, фактур листьев, заметных и различимых взглядом цветков или бутонов должно быть нечётным.

Равновесие

Пропорции растений в композицииЭтот принцип, основанный на балансе и пропорциональности между выбранными элементами, также связан с ожиданием человека увидеть в окружающем мире гармоничные сочетания и комбинации.

Если полную симметричность в природе встретить можно редко, то сбалансированных наблюдений можно увидеть предостаточно.

При этом речь может идти не только об объёме и размерах рассматриваемых элементов, но и о взаимодействии цветов, фактур и тактильных ощущений. Например, высокое дерево удачно сочетается с низким и объёмным кустом, красивый закат уходящего за горизонт солнца гармонично сопровождается наступающей темнотой, а мягкий мох особенно привлекателен на гладкой поверхности холодного камня.

Опытные художники и дизайнеры добиваются гармоничного равновесия в своих произведениях опираясь только на свой вкус и внутреннее чувство меры. Но так можно рассуждать только будучи твёрдо уверенным в своём таланте. Есть ли способы сделать правильную композицию подходя к задаче фито-дизайна не как к произведению искусства, а как к ремеслу? Попробуем их найти.

Касательно растительной композиции, состоящей из трёх ярко выраженных частей, планирование её следует делать исходя из правила «золотого сечения», в пропорции 60 – 65% / 30 – 35% / 5 – 10%. В этой комбинации наибольшее пространство следует отдать растению, выполняющему роль фона, вторыми по занимаемому объёму должны быть побеги и листья растения, играющего роль основного цветового пятна и оставшиеся несколько процентов следует отдать дополнительным цветовым акцентам.

Однако, высчитывать площади поверхностей, занимаемых различными растениями в будущей композиции, очень трудоёмко и планирование таким способом внешнего вида растений и их размеров представляется довольно проблематичной задачей. Можно пойти другим путём.

Контрастность

Это очень сильный инструмент, позволяющий сделать композицию по настоящему бросающейся в глаза. В тоже время, сочетание представителей флоры на основе контрастных противоположностей требует опыта и чувства меры.

Контраст - это яркие различия, в первую очередь цветом. Казалось бы, большинство декоративных растений имеют один цвет - зелёный. Это - штамп, цветов и оттенков у живой природы много. Всегда можно найти виды находящиеся на противоположных краях цветового круга.

Более того, контрастные отличия могут быть не только в цвете, но и в форме побегов и листьев, и в их фактуре. Гладкие, нежные, пушистые, жёсткие, пупырчатые, жилистые, кожистые, шелковистые, это перечень тактильных ощущений. Вытянутые, мелкие, плиссированные, свисающие, перфорированные, так можно описать визуальное впечатление от листьев растения. Фито-дизайнерам есть из чего выбирать. 

Планирование составных частей композиции

Основные пропорции ( 60/30/10 ) растений в будущей композиции прикинуть «на глаз», а расположение наиболее важных цветовых пятен рассчитать, используя правило «асимметричного треугольника».

В основе приёма лежат те же самые законы «золотого сечения» или рядов Фибоначчи. Не вдаваясь в подробности описания этих закономерностей, можно условно взять за основу планирования расположения растений в композиции прямоугольный треугольник с катетами величины которых относятся друг к другу как 3/5.

Вариант 1. Одно доминирующее растение
Доминирующее растение

Рассмотрим случай, при котором в интерьере среди прочих растений есть одно наиболее впечатляющее, которому отведена основная роль.

Как правило растения имеют побеги и ветки разной длины. Для достижения нужного эффекта следует фиксировать более крупные и менее крупные побеги к опоре так чтобы очертания растения принимали определённую конфигурацию.

Можно либо добиваться разделения листвы на три крупных элемента, расположенных друг относительно друга как вершины "золотого треугольника", либо стараться сформировать сплошную поверхность из листвы с очертаниями такого треугольника.

Другие растения в композиции играют только роль фона и дополнения.

Как можно догадаться лучше всего для применения в таких инсталяциях подойдут крупнолистные растения. Кроме этого побеги растения должны позволять нагибать их и закреплять к опорам, чтобы внешний вид растения принимал требуемую форму. Лучше всего подобным требованиям отвечают лианы, способные многократно изгибаться и привыкать к опоре любой конструкции. Есть также примеры и других видов.

Форма растенияК счастью фито-дизайнеров мир живой природы может предложить много интересных представителей с листвой крупного размера необычной запоминающейся формы. Рассмотрим несколько примеров, которые можно легко использовать при озеленении помещений:

  • Калатея орбифолия
  • Алоказия
  • Монстера деликатесная
  • Антуриум вейчи
  • Филодендрон
  • Банан абиссинский
  • Ликуала большая

Заранее следует учитывать, что большинство из перечисленных видов будут нуждаться в условиях повышенной влажности в помещении, подобно тем, что существуют на их родине в тропических странах.

Также каждый из указанных видов имеет индивидуальные требования к освещённости помещения, что несомненно играет роль при размещении композиции среди других элементов интерьера.

Калатея

Калатея

Алоказия

Алоказия

Монстера

Монстера

Антуриум вейчи

Антуриум вейчи

Филодендрон

Филодендрон

Банан абиссинский

Банан абиссинский

Ликуала большая

Ликуала большая

Серьёзным обстоятельством оказывается необходимость использования для формирования композиции уже взрослого растения, так как ожидать пока оно вырастет из молодого побега довольно долго. Тем не менее возраст не должен быть слишком большим чтобы побеги не потеряли своей гибкости и оставалась возможность менять их положение относительно друг друга. 

Пример 1. Антуриум кларинервиум, три листа

Антуриум кларинервиумПоказан один из случаев удачного распределения красивых листьев, выделяющихся на фоне другой растительности и предметов интерьера. Гибкие побеги можно достаточно легко крепить к опоре той или иной конструкции и формировать листву необходимой формы.

Необычная контрастная расцветка листьев притягивает взгляд и усиливает эффект производимый размерами листьев. Листва раположена в конфигурации близкой к форме треугольника с "золотым сечением". 

Растение вполне подходит на роль основной доминанты в пределах небольшой комнаты. Есть ли возможность что либо улучшить в существующей композиции? Можно порекомендовать добавить к стоящим на заднем плане бледно-зелёным растениям других видов, такой же расцветки, но другой, отличающейся от основного растения формы листьев.

Пример 2. Три яруса листвы Антуриум вейчи

Растения в три ярусаНа представленной иллюстрации растение, по всей видимости Антуриум вейчи, выращено умелыми руками в виде перевернутой пирамиды с привлектельными очертаниями и красивой листвой. 

Этого эффекта удалось достичь используя приём черенкования и подсаживания новых черенков к старым. По-видимому, на это ушло довольно длительное время, но эффект получился приятный для глаза. Как можно заметить, композиция создана из трёх ярусов побегов с листьями, каждый из которых расширяется по ходу роста снизу вверх.

Получившаяся пирамида содержит в себе треугольник с оптимальными пропорциями близкими к описанному выше правилу "золотого сечения". Имя это свойство делает композицию из одинокого растения очень привлекательной, а общая высота растения даёт ей право быть доминантой в помещении.

Пример 3. Почти правильная Монстера

Монстера в интерьереПоказана ещё одна попытка сделать крупное растение в виде пирамиды поставленной на вершину. В данном случае Монстера с очень красивыми листьями, имеет очертания напоминающие почти идеальный треугольник с "золотым сечением".

Рост растения был сформирован вдоль опоры в виде трубки с покрытием из пористого материала. Если немного подкорректировать крепление у некоторых побегов то можно добиться практически идеального результата и подобие треугольника будет создано. Трудно сказать ставил ли автор композиции себе подобную задачу или действовал по наитию. 

Можно только порекомендовать размещать кашпо с другими растениями так, чтобы они не заслоняли листву основной доминанты и не нарушали целостность его восприятия.

 

 

Вариант 2. Два растения равной значимости

Два красивых растенияВ создаваемом шедевре может быть среди нескольких два равноправных вида растений с высокой степенью декоративности. В таком случае надо постараться эти растения разнести в стороны и компактно собрать в виде двух значимых элементов композиции. Наилучшим образом подойдёт контрастное сочетание не только по цвету, но и по форме листьев и, возможно, по фактуре их поверхностей.

При планировании, также рекомендуется использовать прообраз прямоугольного треугольника, чтобы сгруппировать одно из растений по вертикальному катету, а другое по горизонтальному. Конечно при этом надо учитывать характерные особенности самих растений.

Не трудно догадаться, что виды, обладающие стройной структурой побегов, растущие преимущественно вверх имеет смысл ориентировать именно в вертикальной плоскости. И наоборот, вид, склонный раскидывать побеги в стороны или даже способный свисать из кашпо вниз, следует ориентировать по горизонтали.

Остальные виды растений, выбранные для композиции должны создавать либо неброский фон, либо являться небольшим пикантным дополнением к общей картине.

Есть несколько групп растений чётко разделяющих их друг от друга по их внешнему виду:

  • злаковидные
  • розеточные
  • прямостоящие
  • шаровидные
  • кустистые
  • ампельные

В данном рисунке как противополности выбраны представители прямостоящих и кустистых растений. Это одна из лучших для восприятия пар, часто встречающаяся в природе. Третий представитель явно относится к розеточным и играет роль лишь гармоничного дополнения. 

В данной компоновке особенно важна роль прямостоящего растения. Оно во многом задаёт структуру всей композиции. Каких представителей этой группы можно посоветовать? Прежде всего следующие:

  • Юкка
  • Сансевиерия
  • Фориум
  • Алоэ
  • Аир злаковидный
  • Хлорофитум виттатум
  • Панданус сандера
  • Драцена
  • Арека трёхтычинковая
  • Аспидистра высокая
  • Кордилина верхушечная
  • Кодиеум пёстрый

Они отличаются размером и фактурой листьев, но с правильно подобранным партнёром могут играть вертикальной составляющей.  

Вариант 3. Три растения

Три растения в композицииДля планируемой инсталляции можно выбрать три основных вида растений, равноправных по степени своей декоративности и выразительности. Чтобы добиться удачного сочетания их крону также как в предыдущем случае надо собрать в компактном виде и ориентировать либо в вертикальной, либо в горизонтальной плоскости. При необходимости следует использовать опоры и крепления, позволяющие добиться требуемой конфигурации листвы.

Условный центр наиболее густой кроны каждого из растений должен примерно совпадать со всеми тремя вершинами «асимметричного треугольника», который как в предыдущих вариантах имеет пропорции катетов 3/5. Это позволит наиболее удачным образом создать уравновешенное соседство и гармоничное сочетание всех трёх видов.

Внешние габариты композиции

Такими же пропорциями следует руководствоваться при определении высоты всей композиции. Желательно, чтобы она условно составляла 5 частей от 8 которые условно являются высотой потолка. Хотя следует признать, что на практике этому правилу следовать достаточно трудно.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить


Наш офис
Напишите нам
*
*
*
Whatsapp