Формирование асимметричных композиций из живых растений в интерьере
Многие живые растения обладают выдающимися декоративными свойствами, что активно используется многими дизайнерами и простыми обывателями при обустройстве интерьера. Выбор подходящих видов и сортов огромен. Какие из растений использовать и как их размещать чтобы создать цельную и радующую взгляд композицию не всегда оказывается лёгкой задачей. Даже для опытных фито-дизайнеров это является одним из самых сложных и ответственных решений.
Есть ли какие-либо правила и дельные советы для решил не просто наполнить помещение живой зеленью, но хочет сделать это с максимальным эффектом. Попробуем разобраться.
Начнём с основных правил интерьерного дизайна, вернее с тех правил, которые подходят при выборе и комбинации растений.
Правила фито-дизайна
Выразительность
Создаваемая композиция должна притягивать взгляд, повышать настроение, поднимать статус помещения и, в идеальном случае, являться визуальной доминантой, задающей ритм всем остальным элементам озеленения в комнате.
Часто средством выразительности выступает яркая расцветка, вычурная форма или рисунок на листве.
Подробнее о значении и принципах формирования доминанты из растений в помещении можно узнать в статье Делаем доминанту из растений в офисе. Очевидно, что композиция должна быть самой большой по высоте и наиболее колоритной и привлекательной для всех входящих в помещение.
Нечётность
Согласно выявленным закономерностям взаимодействия человека с окружающим пространством, законченная, самодостаточная и потому приятная для взгляда композиция должна состоять из трёх, пяти, семи, девяти или любого нечётного количества элементов.
К растениям это также относится. Количество основных цветов растений, фактур листьев, заметных и различимых взглядом цветков или бутонов должно быть нечётным.
Равновесие
Этот принцип, основанный на балансе и пропорциональности между выбранными элементами, также связан с ожиданием человека увидеть в окружающем мире гармоничные сочетания и комбинации.
Если полную симметричность в природе встретить можно редко, то сбалансированных наблюдений можно увидеть предостаточно.
При этом речь может идти не только об объёме и размерах рассматриваемых элементов, но и о взаимодействии цветов, фактур и тактильных ощущений. Например, высокое дерево удачно сочетается с низким и объёмным кустом, красивый закат уходящего за горизонт солнца гармонично сопровождается наступающей темнотой, а мягкий мох особенно привлекателен на гладкой поверхности холодного камня.
Опытные художники и дизайнеры добиваются гармоничного равновесия в своих произведениях опираясь только на свой вкус и внутреннее чувство меры. Но так можно рассуждать только будучи твёрдо уверенным в своём таланте. Есть ли способы сделать правильную композицию подходя к задаче фито-дизайна не как к произведению искусства, а как к ремеслу? Попробуем их найти.
Касательно растительной композиции, состоящей из трёх ярко выраженных частей, планирование её следует делать исходя из правила «золотого сечения», в пропорции 60 – 65% / 30 – 35% / 5 – 10%. В этой комбинации наибольшее пространство следует отдать растению, выполняющему роль фона, вторыми по занимаемому объёму должны быть побеги и листья растения, играющего роль основного цветового пятна и оставшиеся несколько процентов следует отдать дополнительным цветовым акцентам.
Однако, высчитывать площади поверхностей, занимаемых различными растениями в будущей композиции, очень трудоёмко и планирование таким способом внешнего вида растений и их размеров представляется довольно проблематичной задачей. Можно пойти другим путём.
Контрастность или гармоничность
Это два принципиально разных принципа подбора растений для их удачного взаимодействия между собой. Размещение рядом растений с контрастным отличием во внешности кроны и цвете листьев - очень сильный инструмент противопоставления, позволяющий сделать эффектную и запоминающуюся композицию. В тоже время, такое сочетание на основе контрастных противоположностей требует опыта и чувства меры.
Контраст - это яркие различия, в первую очередь цветом. Казалось бы, большинство декоративных растений имеют один цвет - зелёный. Это - штамп, цветов и оттенков у живой природы много. Всегда можно найти виды находящиеся на противоположных краях цветового круга. Более того, контрастные отличия могут быть не только в цвете, но и в форме побегов и листьев, и в их фактуре. Гладкие, нежные, пушистые, жёсткие, пупырчатые, жилистые, кожистые, шелковистые, это перечень визуальных и тактильных ощущений. Вытянутые, мелкие, плиссированные, свисающие, перфорированные, так можно описать впечатление от внешнего вида листьев растения.
Фито-дизайнерам есть из чего выбирать. На практике используются растения совершенно различных родов и семейств, но со схожими требованиями к условиям содержания.
Совсем по другому подходят при формировании композиций по принципу гармоничного сочетания. Как правило, используют набор разных видов, но одного рода. Хорошо будут вместе смотреться растения разной высоты, со схожей формой кроны, очертаниями листьев, и незначительно различающиеся в оттенках окраса. Важными будут небольшие нюансы, позволяющие объединить выбранные растение в одно гармоничное целое.
Планирование составных частей композиции
Основные пропорции ( 60/30/10 ) растений в будущей композиции прикинуть «на глаз», а расположение наиболее важных цветовых пятен рассчитать, используя правило «асимметричного треугольника».
В основе приёма лежат те же самые законы «золотого сечения» или рядов Фибоначчи. Не вдаваясь в подробности описания этих закономерностей, можно условно взять за основу планирования расположения растений в композиции прямоугольный треугольник с катетами величины которых относятся друг к другу как 3/5.
Вариант 1. Одно доминирующее растение
Рассмотрим случай, при котором в интерьере среди прочих растений есть одно наиболее впечатляющее, которому отведена основная роль.
Как правило растения имеют побеги и ветки разной длины. Для достижения нужного эффекта следует фиксировать более крупные и менее крупные побеги к опоре так чтобы очертания растения принимали определённую конфигурацию.
Можно либо добиваться разделения листвы на три крупных элемента, расположенных друг относительно друга как вершины "золотого треугольника", либо стараться сформировать сплошную поверхность из листвы с очертаниями такого треугольника.
Другие растения в композиции играют только роль фона и дополнения.
Как можно догадаться лучше всего для применения в таких инсталяциях подойдут крупнолистные растения. Кроме этого побеги растения должны позволять нагибать их и закреплять к опорам, чтобы внешний вид растения принимал требуемую форму. Лучше всего подобным требованиям отвечают лианы, способные многократно изгибаться и привыкать к опоре любой конструкции. Есть также примеры и других видов.
К счастью фито-дизайнеров мир живой природы может предложить много интересных представителей с листвой крупного размера необычной запоминающейся формы. Рассмотрим несколько примеров, которые можно легко использовать при озеленении помещений:
- Калатея орбифолия
- Алоказия
- Монстера деликатесная
- Антуриум вейчи
- Филодендрон
- Банан абиссинский
- Ликуала большая
Заранее следует учитывать, что большинство из перечисленных видов будут нуждаться в условиях повышенной влажности в помещении, подобно тем, что существуют на их родине в тропических странах.
Также каждый из указанных видов имеет индивидуальные требования к освещённости помещения, что несомненно играет роль при размещении композиции среди других элементов интерьера.
Калатея
Алоказия
Монстера
Антуриум вейчи
Филодендрон
Банан абиссинский
Ликуала большая
Серьёзным обстоятельством оказывается необходимость использования для формирования композиции уже взрослого растения, так как ожидать пока оно вырастет из молодого побега довольно долго. Тем не менее возраст не должен быть слишком большим чтобы побеги не потеряли своей гибкости и оставалась возможность менять их положение относительно друг друга.
Пример 1. Антуриум кларинервиум, три листа
Показан один из случаев удачного распределения красивых листьев, выделяющихся на фоне другой растительности и предметов интерьера. Гибкие побеги можно достаточно легко крепить к опоре той или иной конструкции и формировать листву необходимой формы.
Необычная контрастная расцветка листьев притягивает взгляд и усиливает эффект производимый размерами листьев. Листва раположена в конфигурации близкой к форме треугольника с "золотым сечением".
Растение вполне подходит на роль основной доминанты в пределах небольшой комнаты. Есть ли возможность что либо улучшить в существующей композиции? Можно порекомендовать добавить к стоящим на заднем плане бледно-зелёным растениям других видов, такой же расцветки, но другой, отличающейся от основного растения формы листьев.
Пример 2. Три яруса листвы Антуриум вейчи
На представленной иллюстрации растение, по всей видимости Антуриум вейчи, выращено умелыми руками в виде перевернутой пирамиды с привлектельными очертаниями и красивой листвой.
Этого эффекта удалось достичь используя приём черенкования и подсаживания новых черенков к старым. По-видимому, на это ушло довольно длительное время, но эффект получился приятный для глаза. Как можно заметить, композиция создана из трёх ярусов побегов с листьями, каждый из которых расширяется по ходу роста снизу вверх.
Получившаяся пирамида содержит в себе треугольник с оптимальными пропорциями близкими к описанному выше правилу "золотого сечения". Имя это свойство делает композицию из одинокого растения очень привлекательной, а общая высота растения даёт ей право быть доминантой в помещении.
Пример 3. Почти правильная Монстера
Показана ещё одна попытка сделать крупное растение в виде пирамиды поставленной на вершину. В данном случае Монстера с очень красивыми листьями, имеет очертания напоминающие почти идеальный треугольник с "золотым сечением".
Рост растения был сформирован вдоль опоры в виде трубки с покрытием из пористого материала. Если немного подкорректировать крепление у некоторых побегов то можно добиться практически идеального результата и подобие треугольника будет создано. Трудно сказать ставил ли автор композиции себе подобную задачу или действовал по наитию.
Можно только порекомендовать размещать кашпо с другими растениями так, чтобы они не заслоняли листву основной доминанты и не нарушали целостность его восприятия.
Вариант 2. Два растения равной значимости
В создаваемом шедевре должно быть два наиболее заметных, но равноправных вида растений. Желательно, чтобы оба растения обладали высокой степенью декоративности. Оба вида следует разместить компактно в виде двух значимых элементов композиции. При этом они не должны соревноваться друг с другом при росте в верх.
При планировании композиции рекомендуется использовать прообраз прямоугольного треугольника, чтобы сгруппировать одно из растений по вертикальному катету, а другое по горизонтальному. Можно сказать, что у каждого из используемых видов должны быть взаимно пересекающиеся направления роста. При этом, для придания глубины композиции более высокое растение ставится на заднем плане, а более раскидистое и низкое на переднем.
Может ли растение расти в ширину? Некоторые виды именно так и наращивают свою зелёную массу. Есть несколько групп растений чётко разделяющих их по внешнему виду:
- злаковидные
- розеточные
- прямостоящие
- шаровидные
- кустистые
- ампельные
В качестве вида имеющего вертикальную ось роста подойдут представители прямостоящих и злаковидных. Им в дополнение правильнее выбрать кустистые или шаровидные растения, ось роста которых скорее имеет горизонтальную направленность. В данном рисунке как противоположности выбраны представители прямостоящих и кустистых растений. Это одна из лучших для восприятия пар, часто встречающаяся в природе. Третье растение на картинке явно относится к розеточным и играет роль лишь гармоничного дополнения.
Прямостоящие
Особенно важна роль прямостоящего растения. Оно во многом задаёт структуру всей композиции. Каких представителей этой группы можно посоветовать? Список может быть большим, но перечислим лишь некоторые виды часто применяемые при озеленении помещений.
Несколько примеров прямостоящих растений
- Юкка
- Сансевиерия
- Алоэ
- Панданус вейчи
- Драцена
- Арека
- Аспидистра высокая
- Кордилина
- Кодиеум
Они отличаются размером и фактурой листьев. В композиции прямостоящие могут играть роль основной вертикали относительно которой следует размещать второе правильно подобранное растение.
Алоэ
Арека
Аспидистра высокая
Драцена
Кодиеум
Кордилина
Панданус вейчи
Сансевиерия
Юкка
Однако, в роли основной вертикальной доминанты могут выступать не только прямостоящие растения. Любой вид способный лезть по опоре вверх может быть уместным. Для примера, многие ампельные разновидности Филодендрона или Монстеры, закреплённые на опоре в виде трубки с пористым покрытием и достигшие требуемой плотности зелёных побегов и листьев, отличным образом формируют красивую вертикаль для подобной композиции из двух растений
Кустистые
Роль кустистых растений трудно переоценить. Многие из них обладают превосходной степенью декоративности, поражая пышностью форм и красотой своих побегов. К этой группе можно отнести множество видов. Основным их признаком является способность побегов расти прямо из земли, без формирования одного крупного ствола. Также отличием можно назвать общий внешний вид этой группы растений. Как правило, они обладают объёмной шапкой большего или меньшего размера, напоминающей по форме куст. Направление роста растения может быть как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости.
В композиции их роль - быть противовесом более стройному и заметному партнёру, подобранному из прямостоящих видов. Их преимущество - объём, пышность и декоративность побегов.
Несколько примеров кустистых растений
- Аукуба
- Бегония
- Гипоэстес
- Калатея
- Пилея пеперомиевидная
- Колеус
- Маранта
- Строманта
- Толстянка (Крассула)
- Пеперомия
- Шеффлера нора
- Традесканция
Список может быть продолжен, в него можно включить многие виды папоротников, например Нефролепис, и виды других семейств. С другой стороны некоторые приведённые примеры могут показаться спорными. Так Аукуба вполне может найти своё место среди представителей прямостоящих растений, а Традесканция может быть как в этом списке, так и в списке ампельных разновидностей. Очень многое зависит от способа формирования кроны растения. Чтобы добиться куста требуемой формы над представителями некоторых видов придётся старательно поработать, делая обрезку лишних побегов и подсаживая их к давно растущим.
Аукуба
Бегония
Гипоэстес
Калатея
Колеус
Крассула
Маранта
Пилея пеперомиевидная
Шеффлера нора
Строманта
Традесканция
Пеперомия
Бросается в глаза большое разнообразие оттенков, фактуры и формы листьев у представленных растений. Такие разнообразные палитры можно и нужно использовать для подбора правильной пары. Казалось бы не может быть каких-либо закономерностей и правил при сочетании растений совершенно отличающихся друг от друга своим внешним видом, но такие правила есть.
Контрастное сочетание двух растений
Когда речь идёт о взаимодействии только двух предметов контрастное сочетание будет предпочтительнее. При этом, как правило, одного цветового противопоставления не достаточно. На большом расстоянии от композиции человеческий глаз улавливает прежде всего приятное различие размеров и формы кроны растений. На более короткой дистанции становится различима форма листьев, и наконец, в непосредственной близи можно заметить разницу фактуры листьев.
Более простая форма листа одного растения, будь она округлая или овальная, отлично взаимодействует с более сложными листьями серповидной, ланцетной или почковидной формы растения-партнёра. Край листовой пластины также может различаться. Цельный, рестнитчатый или даже пильчатый отлично сочетается с рассечённым или волнистым.
Например, на рисунке представлена попытка посмотреть как вытянутые вверх гладкие листья Аспидистры будут взаимодействовать с тремя различными растениями. В первом случае партнёром выступает Аглаонема мария. Её листья несколько меньшего размера, но такие же вытянутые своим рисунком пытаются контрастировать с вертикальным партнёром. Кажется пёстрота размытых светло-зелёных пятен создаёт контраст гладкой блестящей поверхности листьев Аспилистры. Однако второй пример показывает, что отличия могут более значительны.
Калатея медальон сложностью рисунка и набором оттенков на листьях делает сочетание с Аспидистой гораздо более богатым и колоритным. Для пущей контрастности листья Калатеи отличаются своей формой и очертаниями краёв листовой пластины.
Третий пример может сломать все предыдущие представления о возможных сочетаниях двух растений. Бегония кэнди страйп своей расцветкой из красного спектра, формой листьев и рисунком доказывает, что предела для возможных вариантов сочетания не сущетвует. К сожалению рисунок не может передать ощущения от бархатистой фактуры опушённых листьев, которые также усиливают впечатление полного контраста.
Кустистые и ампельные
Композицию из двух растений можно выстроить подбирая не только прямостоящие и кустистые виды. В качестве вертикально-ориентированного растения можно применять ампельные. Их свисающие вниз побеги могут быть хорошим партнёром аккуратно собранной поверхности кустистого вида. Листва ампельных растений достигает достаточной длины и формирует вертикальную ось, только направлена она будет не вверх, а вниз.
На рисунке представлен один из возможных вариантов такой композиции. В качестве кустистого растения выбрана Аглаонема Сильвер Бэй, в роли ампельного выступает Хедера. Также как в предыдущем случае следует уделить внимание взаимному расположению двух растений. Их кроны должны формировать стороны равнобедренного треугольника.
Приведём список достойных представителей ампельного сообщества, с помощью которых получаются хорошие композиции.
Несколько примеров ампельных растений:
- Церопегия
- Дихондра
- Циссус
- Эпипремнум
- Фикус карликовый
- Каллизия
- Пеперомия
- Хедера
- Пилея
- Плющ
- Сциндапсус
- Сингониум
Надо помнить, что ампельные растения потребуют регулярного ухода и заботы по формированию кроны с обрезкой, подсаживанием новых побегов к старым и удалением засохших листьев. В противном случае бесконтрольный их рост может привести к потере декоративности растения и утрате привлекательности всей композиции в целом.
Церопегия
Циссус
Дихондра
Эпипремнум
Фикус карликовый
Хедера
Каллизия
Пеперомия
Пилея
Плющ
Сциндапсус
Сингониум
Также как при сочетании прямостоящего и кустистого растения поиск контрастного взаимодействия кустистого с ампельным даст лучший результат. Рассмотрим на наглядном примере. Ниже представлен рисунок с тремя вариантами.
Упомянутая выше Аглаонема Сильвер Бэй не плохо контрастирует с Хедерой. Хотя основные расцветки их листьев довольно схожи, но благодаря необычному рисунку в виде размытых пятен на поверхности листовых пластин Аглаонемы формируется довольно удачное сочетание.
Другой пример предлагает контраст основанный на размере листьев. Листья Хедеры имеют довольно маленький размер. Таким образом любой партнёр с листовыми пластинами нарочито большего размера будет хорошим выбором. Здесь можно увидеть случай взаимодействия с другим ампельным видом. Филодендрон обычно сам способен к формированию длинных побегов с листьями свисающими из кашпо. Но сорт Бёрл Маркс (Burle Marx) растёт не столько вниз, сколько в стороны. При должном уходе из него есть возможность сформировать акуратное кустистое растение. Листья простой, но выразительной формы, достигающие в длину нескольких десятков сантиметров, могут удачно контрастировать на фоне мелких листьев выпадающей из горшка Хедеры.
Наконец, третий пример показывает контрастное взаимодействие на основе различия в расцветке. Колеус Фауст с сочным пурпурным окрасом листьев будет выделяться на абсолютно любом фоне. На фоне Хедеры тоже. Различия в форме листовой пластины и фактуре их поверхности уже не играют большой роли.
Горизонтальную ось в композиции могут сформировать и розеточные виды если несколько таких растений посадить в низком кашпо вытянутой по горизонтали формы.
Вариант 3. Три растения
Для планируемой инсталляции можно выбрать три основных вида растений, равноправных по степени своей декоративности и выразительности. Чтобы добиться удачного сочетания их крону также как в предыдущем случае надо собрать в компактном виде и ориентировать либо в вертикальной, либо в горизонтальной плоскости. При необходимости следует использовать опоры и крепления, позволяющие добиться требуемой конфигурации листвы.
Условный центр наиболее густой кроны каждого из растений должен примерно совпадать со всеми тремя вершинами «асимметричного треугольника», который как в предыдущих вариантах имеет пропорции катетов 3/5. Это позволит наиболее удачным образом создать уравновешенное соседство и гармоничное сочетание всех трёх видов.
Внешние габариты композиции
Такими же пропорциями следует руководствоваться при определении высоты всей композиции. Желательно, чтобы она условно составляла 5 частей от 8 которые условно являются высотой потолка. Хотя следует признать, что на практике этому правилу следовать достаточно трудно.
Все рассмотренные варианты композиций широко применяются в проектах озеленения интерьеров частных домов, общественных и офисных помещений.